Проект Липецкого регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» поддержан Фондом президентских грантов. Организация реализовала его в течение пяти месяцев, до конца ноября 2020-го. Он направлен на преодоление низкого уровня грамотности у лиц с нарушением слуха.
Для глухих и слабослышащих людей большая проблема правильно, орфографически грамотно употреблять в письменной речи слова родного языка. В отличие от людей с нормальным слухом, которые с младенчества слышат слова так же, как они пишутся, люди с нарушением слуха вынуждены зазубривать правильное написание слов – у них нет слухового подкрепления их зрительных образов. Они стесняются ошибок, допускаемых в письменной речи. Как следствие - снижение критериев самооценки и потенциала для реализации себя в обществе, усложнение социализации, адаптации, трудности трудоустройства, социальное и материальное неблагополучие.
В рамках проекта «Азбука преодоления» сурдопедагог при работе с группами инвалидов по слуху применял билингвистический подход: использовал два равноправных и равноценных коммуникативных средства - русский язык и русский жестовый язык. Официальный статус этого языка определен Федеральным законом №296-ФЗ от 30.12.2012 года. Дважды в неделю проходили занятия по коррекции орфографической и лексической грамотности. Также проект включал в себя конкурсы «Живая грамматика» и «Грамотей» среди взрослых инвалидов по слуху и семей, в которых растет ребенок с нарушением слуха, круглые столы и семинары с участием педагогов и соцработников, сурдопедагогов, переводчиков жестового языка. Отдельным вопросом на них стояло выявление индивидуальных склонностей и способностей обучающихся, чтобы предоставить им максимально широкий спектр образовательных возможностей.
#жестовыйязык #устранитькоммуникативныйбарьер #пишемправильно